РЕЖИМ РАБОТЫ

ПН – ПТ    08:00 – 17:00

ОБЕД        12:00 - 13:00

Материалы сайта защищены авторским правом. Копирование только с разрешения администрации сайта. За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством РФ

© 2019 НПО "ТУРБОТЕХНИКА"    |   WWW.KAMTURBO.RU

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТУРБОКОМПРЕССОРА

Руководство предназначено для работников служб сервисного и гарантийного обслуживания предприятий – производителей двигателей, их сервисных организаций и дилеров, предприятий и частных лиц, эксплуатирующих поршневые двигатели внутреннего сгорания с турбонаддувом.

Выполнение требований и рекомендаций данного руководства позволит избежать наиболее часто встречающихся ошибок при эксплуатации и диагностике неисправностей, как турбокомпрессора, так и двигателя. Тем самым увеличить вероятность их безотказной работы и ресурс.

 

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Турбокомпрессор предназначен для наддува поршневых двигателей внутреннего сгорания (ДВС) различного назначения: транспортного, сельскохозяйственного, строительного, морского, специального и т. д.

 

Наддув - Повышение давления (и плотности) воздуха на впуске в двигатель внутреннего сгорания, что позволяет увеличить количество сжигаемого топлива, а значит и мощности, снимаемой с единицы объёма двигателя.

Компрессор (нагнетатель) - Механизм для сжатия и подачи воздуха под давлением.

Турбо – Обозначает, что применяется газотурбинный наддув, при котором отсутствует механический привод компрессора. Мощность на привод компрессора получается при срабатывании части остаточной энергии отработавших газов двигателя в турбине турбокомпрессора и передаётся на компрессор через общий вал – ротор.

Помимо собственно увеличения мощности двигателя наддув способствует также улучшению качества рабочего процесса ДВС, т. е. увеличению полноты сгорания, КПД цикла и снижению выбросов вредных веществ с отработавшими газами. Газотурбинный наддув также позволяет существенно уменьшить расход топлива по сравнению с безнаддувным двигателем при той же мощности, т. к. на привод компрессора используется энергия отработавших газов, которые в безнаддувном двигателе выбрасываются в атмосферу. Механический привод компрессора, который также применяется в ДВС, требует расхода части мощности двигателя для своей работы, что увеличивает расход топлива.

Принципиальная схема работы турбокомпрессора показана на рис. 1. 

На рис. 2 показан пример конструкции турбокомпрессора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Принципиальная схема работы турбокомпрессора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Конструкция турбокомпрессора (пример)

 

Турбокомпрессоры состоят из трёх основных элементов:

  • Компрессор, включающий корпус компрессора (1), рабочее колесо (2) и заднюю стенку (3). Компрессор, обеспечивает сжатие воздуха на входе в двигатель для увеличения массы свежего заряда.

  • Турбина, включающая корпус турбины (4), рабочее колесо (5) и экран (6). Турбина обеспечивает преобразование части тепловой энергии отработавших газов двигателя в механическую работу вращения рабочего колеса. Рабочие колёса компрессора и турбины связаны общим валом – ротором (7), поэтому крутящий момент от рабочего колеса турбины передаётся на колесо компрессора и обеспечивает его работу.

  • Корпус подшипников (8), служащий для крепления корпусов компрессора и турбины, а также имеющий места для установки радиальных (9) и упорного подшипников (10) ротора и каналы для подвода масла к ним.
     

Для турбокомпрессоров часто применяется сокращённое обозначение ТКР – ТурбоКомпрессор Радиальный. Последнее слово в этом обозначении характеризует тип применяемой турбины – «радиально-осевая», т. е. с радиальным входом газа в рабочее колесо и осевым выходом. Такая турбина чаще всего применяется в турбокомпрессорах для двигателей автомобильного и сельскохозяйственного назначения. Для больших двигателей также применяются турбокомпрессоры с осевой турбиной (осевой вход и выход). Для таких турбокомпрессоров применяется сокращение ТК.

Компрессор в турбокомпрессорах ДВС практически всегда центробежного типа – с осевым входом воздуха в рабочее колесо и радиальным выходом.

Турбокомпрессор – энергонасыщенный агрегат. Мощность, передаваемая от турбины к компрессору, может составлять до 30% мощности самого двигателя. Давление на выходе компрессора и на входе в турбину может достигать ~ 4 атм. Температура воздуха на выходе из компрессора до 1500С, а газа на входе в турбину до 7500С для дизелей, и до 10500С для бензиновых и газовых двигателей. Частота вращения ротора до 250 000 об/мин для ТКР с диаметром колеса компрессора ~ 50 мм, и до 70 000…90 000 об/мин для ТКР с диаметром колеса компрессора ~ 90…100 мм.

 

Детали компрессорной ступени, как правило, изготавливаются из алюминиевых сплавов. Корпус турбины – высокопрочный чугун. Рабочее колесо турбины из термостойкого сплава на основе никеля. Ротор стальной, с упрочнением поверхности закалкой или азотированием. Рабочее колесо турбины и ротор соединяются друг с другом сваркой трением или лазерной сваркой. Рабочее колесо компрессора крепится на роторе гайкой вместе с пакетом деталей упорного подшипника. Корпус подшипников – чугунный, возможно с полостями для жидкостного охлаждения. Для подшипников чаще всего применяется свинцово-оловянистая бронза БрО10С10.

 

Смазка подшипников – под давлением, масло из системы смазки двигателя. Уплотнение ротора для предотвращения попадания масла в компрессорную и турбинную ступень – чугунными разрезными кольцами.

С учётом высокой частоты вращения ротора особые требования предъявляются к балансировке ротора, которая выполняется в несколько переходов:

  • Балансировка отдельно колеса компрессора и ротора.

  • Балансировка ротора в сборе с колесом компрессора.

  • Проверка величины остаточного дисбаланса и максимальных значений виброускорений, добалансировка картриджа в сборе (ротор с колёсами, установленный в корпус подшипников) на специальных стендах.
     

Эти работы выполняются для 100% ТКР в серийном производстве. 10% ТКР от общего объёма выпускаемой продукции проходят контрольные испытания на специальных стендах, позволяющих создать условия работы ТКР, близкие к эксплуатационным. При этом проверяется соответствие характеристик компрессорной и турбинной ступеней требованиям технических условий (ТУ), а также работоспособность ТКР в эксплуатационных условиях.

Необходимые характеристики компрессора, напорные и расходные, определяются расчётом на основании требований Заказчика – разработчика двигателя, конструктивных данных двигателя, его назначения и т. д.

Характеристики турбины определяются исходя из обеспечения необходимой мощности на привод компрессора на всех эксплуатационных режимах работы двигателя, с учётом термодинамических параметров газа на выходе двигателя (располагаемой энергии отработавших газов) также на основании расчётов.

Таким образом, выбор ТКР для конкретного двигателя, как правило, индивидуален.

Неправильный подбор ТКР может привести не к улучшению показателей двигателя, а к их ухудшению. В том числе к отказу двигателя.

2.1 Перед установкой нового турбокомпрессора выполнить его внешний осмотр. При этом убедиться в отсутствии механических повреждений на внешних поверхностях корпусных деталей ТКР:

  • Следы ударов в виде вмятин и забоин, ржавчины и т. д.

  • Наличие посторонних предметов в патрубках компрессора и турбины, грязи в маслоподводящем отверстии и на сливе корпуса подшипников.

Примечание:

  • Наличие небольшого количества масла в корпусе турбины не является браковочным признаком. При сборке турбокомпрессора рабочие поверхности подшипников смазываются. При транспортировке ТКР, - корпус турбины при этом внизу, - масло может протечь через уплотнение ротора в турбину.
     

2.2 Убедиться в отсутствии загрязнений и посторонних предметов в воздуховодах и выпускном коллекторе двигателя, в маслопроводе подвода масла в ТКР. Убедиться в отсутствии деформаций и перегибов маслопровода на сливе масла из ТКР в картерную полость двигателя, т. е. сечение маслопровода нигде не пережато и сливу масла ничто не мешает.

2.3 Убедиться, что замена фильтроэлементов воздушного и масляного фильтра двигателя, моторного масла выполнена в соответствии с регламентом технического обслуживания двигателя, двигатель в исправном состоянии.

2.4 Установить турбокомпрессор на фланец выпускного коллектора двигателя. Установить маслопровод на сливе масла из ТКР.

Залить в маслоподводящее отверстие корпуса подшипников чистое моторное масло, вращая рукой ротор для проникновения смазки в зазоры подшипников. Ротор должен вращаться свободно, без заеданий.

Установить воздуховоды на входной и напорный патрубок компрессора, и приёмный патрубок выпускной системы двигателя на выходной фланец турбины.

Обеспечить герметичность соединений.

Примечание:

  • Запрещается применение герметиков при установке ТКР на двигатель.

2.5 Запустить двигатель. После запуска двигателя, особенно при холодном пуске, или при первом пуске после установки нового ТКР, или после технического обслуживания двигателя с заменой масла и фильтрующих элементов масляного фильтра, не допускать превышения минимальной частоты вращения двигателя (до 1000 об/мин) до достижения стабильного давления в системе смазки.

 

Проверить отсутствие подсоса и утечек воздуха через сопряжения впускного и напорного воздуховодов компрессора, а также через сопряжения всей впускной системы двигателя.

Проверить отсутствие утечек отработавших газов через сопряжения корпуса турбины с выпускным коллектором двигателя и приёмным патрубком выпускной системы двигателя.

Примечание:

  • Возможны небольшие утечки газа через соединение корпуса турбины с корпусом подшипников ТКР сразу после первого запуска двигателя, прекращающиеся в дальнейшем, после работы двигателя под нагрузкой. Конструкция турбокомпрессора не предусматривает установку специального уплотнения в этом соединении. При работе на двигателе возможные неплотности забиваются частицами сажи, и утечки газа прекращаются.
     

  • Возможно повышенное дымление отработавших газов в течение 5…10 мин после прогрева двигателя до рабочих температур, связанное с выгоранием масла, попавшего в корпус турбины при сборке и транспортировке ТКР, а также выгорание масла с наружных поверхностей корпуса турбины.

 

 

Надежность и долговечность турбокомпрессора, как и двигателя, определяется не только его конструкцией, но и обязательным соблюдением необходимых требований к эксплуатации.

3.1 ТКР должен эксплуатироваться только на двигателе, для которого предназначен.

3.2 Двигатель должен быть технически исправен. Регламентные работы по техническому обслуживанию двигателя должны проводиться своевременно и в полном объёме в соответствии с руководством по эксплуатации двигателя.

Отказ турбокомпрессора не обязательно связан с его дефектами и может быть вызван неисправностями двигателя или его систем. Также и некоторые нарушения в работе двигателя, часто объясняемые неправильной работой турбокомпрессора, при более внимательном рассмотрении вызваны причинами в самом двигателе.

В разделе 5 приведены признаки неисправности двигателя или его систем при внешнем осмотре ТКР, а также дефекты ТКР, не связанные с его работой.

 

3.3 При пуске двигателя, особенно при отрицательной температуре окружающей среды или после замены масла и фильтроэлементов масляного фильтра, имеет место задержка поступления масла к подшипникам двигателя и ТКР в том числе. Это связано с повышенной вязкостью масла при низких температурах или с необходимостью заполнения полостей масляных фильтров после замены фильтроэлементов.

Не следует увеличивать частоту вращения коленчатого вала двигателя более 800…1000 об/мин до достижения стабильного давления в системе смазки. Также не следует давать полную нагрузку двигателю до достижения рабочей температуры масла.

 

Повышение частоты вращения двигателя и увеличение его нагрузки приводят к увеличению частоты вращения ротора ТКР, что при недостаточной смазке может привести к перегреву, повреждению и задиру подшипников ротора.

 

3.4 Перед пуском двигателя после длительной стоянки (более 30 суток) рекомендуется пролить маслом подшипники ротора ТКР в соответствии с п. 2.4.

 

3.5 Перед остановкой двигателя необходимо 3-4 мин дать ему поработать на минимальной частоте вращения холостого хода для охлаждения выпускного коллектора и деталей турбины ТКР.

При работе двигателя под нагрузкой температура отработавших газов может достигать 750…10500С (см. раздел 1). При резкой остановке двигателя подача масла к подшипникам ТКР прекращается сразу после остановки масляного насоса, а выпускной коллектор двигателя и детали турбины сохраняют высокую температуру. Происходит передача тепла от нагретых деталей к более холодным. Это может быть опасно для самого двигателя.

 

В турбокомпрессоре тепло от турбины через ротор и корпус подшипников передаётся к уплотнению ротора со стороны турбины и к радиальным подшипникам. При этом происходит:

  • Коксование масла и отложение продуктов коксования в колечном уплотнении ротора со стороны турбины и нагрев уплотнительных колец. В случае многократного повторения таких остановок кольца теряют упругость, зазоры в уплотнении забиваются коксом, кольца залегают, и уплотнение перестаёт работать.

  • Нагрев и подплавление втулок радиального подшипника, изготовленных из антифрикционных материалов с относительно низкой температурой плавления, сваривание (схватывание) ротора и втулок. При последующем запуске двигателя и проворачивании ротора ТКР образовавшиеся связи разрушаются, причём частично материал втулок остаётся на поверхности ротора. Нарушается микрогеометрия поверхностей подшипников и работа подшипников. Развитие процесса приводит к задиру подшипников и отказу турбокомпрессора.

На рис. 3 показано примерное распределение температур по деталям турбокомпрессора при его нормальной работе.

 

Рисунок 3 – Распределение температур в деталях турбокомпрессора при его работе

 

На рис. 4, 5 показаны схема расположения термопар и график изменения температуры деталей корпуса подшипников после резкой остановки двигателя (на примере дизеля 8ЧН12/13).

Можно видеть, что температура в зоне уплотнения достигает максимальных значений примерно через 8 мин после остановки дизеля и составляет около 3200С (термопары 15, 16). А температура коксования масла 220…2400С.

Температура опоры радиального подшипника со стороны турбины достигает максимальных значений через 14…15 мин после остановки дизеля и составляет 270…2800С (термопары 7, 8). Необходимо учесть, что температура на поверхности ротора в этой зоне выше и вполне может превысить температуру плавления бронзы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 – Схема размещения термопар при исследованиях турбокомпрессора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Изменение температур в корпусе подшипников после резкого останова дизеля

3.6 Подшипники ротора ТКР, как и все подшипники скольжения, весьма чувствительны к качеству очистки масла от абразивных загрязнений. Даже однократный проход крупных абразивных частиц через подшипники может привести к их отказу. Абразив может попасть в подшипники в следующих случаях:

  • Из маслоканалов нового двигателя при некачественной очистке при сборке после первого запуска.

  • Из подводящего маслопровода ТКР. Зачастую при замене маслопровода или при демонтаже не проверяют его на наличие загрязнений внутри. Целесообразно продуть.

  • При неправильной транспортировке и хранении турбокомпрессора.

  • При высокой степени загрязнения фильтроэлементов масляного фильтра открывается перепускной клапан, и в двигатель поступает неочищенное масло.

  • При промывке двигателя промывочными маслами, т. к. при этом шлам попадает в пары трения. Запрещается использование промывочных масел при замене масла в двигателе. Современные моторные масла имеют пакет присадок, обладающих достаточными моющими и антиокислительными свойствами.

 

3.7 Значительная часть отказов ТКР происходит из-за разрушения колес компрессора и турбины в результате попадания в них посторонних предметов. Как правило, это происходит при установке ТКР на двигатель и при обслуживании системы воздухоснабжения в эксплуатации в результате небрежности обслуживающего персонала. А также при некоторых отказах двигателя, например, разрушение седла клапана, и попадание обломков седла в турбину.

4.1 Даже в заводских условиях диагностирование неисправности ТКР при рассмотрении предъявленной рекламации представляет сложную задачу. Самостоятельная диагностика турбокомпрессора Потребителем, с его разборкой, при отсутствии необходимых квалификации, знаний и инструмента, делает невозможным установление истинных причин отказа.

Самостоятельная разборка турбокомпрессора и изменение регулировок перепускного клапана у Потребителя или в сервисном центре является основанием для отказа в рассмотрении претензий потребителя.

Допускается, в исключительных случаях, разборка турбокомпрессора у Потребителя или в сервисном центре, по согласованию с НПО «Турботехника», или в присутствии представителя НПО «Турботехника».

4.2 Отказ ТКР может произойти в рейсе, когда обстоятельства не позволяют произвести квалифицированный поиск и устранение причин отказа. Если водитель принимает решение о продолжении движения до сервисного центра или своего предприятия с повреждённым ТКР, то в этом случае состояние разрушенных деталей ТКР значительно затрудняет диагностику и поиск причины, из-за которой произошел первичный отказ. При этом также возможен отказ двигателя.

 

4.3 Признаки нарушения работы узлов и деталей ТКР:

  • Наличие масла в выходном патрубке компрессора и на выходе турбины – возможно нарушение работы уплотнений ротора ТКР (см. также п. 5.2, п. 5.5).

 

Примечание:

  • Не допускается проверка выброса масла в компрессор ТКР на двигателе при работе с открытым напорным патрубком компрессора, т. е. напорный патрубок отсоединён от воздушного коллектора двигателя. Уплотнение ротора разрезными кольцами надёжно работает, только если давление в полости корпуса подшипников меньше или, по крайней мере, равно давлению перед ним. Давление в полости корпуса подшипников ТКР всегда выше атмосферного, т. к. она соединена через сливной патрубок с картерной полостью двигателя. А повышенное давление в картере двигателя обусловлено прорывом газов через поршневые кольца, при нормальном состоянии цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя величина давления картерных газов незначительна – около 50 мм вод. ст. Давление на выходе компрессора при работе на двигателе всегда выше атмосферного, что обеспечивает подпор уплотнения ротора со стороны компрессора.

 

  • При проворачивании ротора ТКР колёса задевают за поверхности корпусов компрессора и турбины, затруднённое вращение ротора – износ или задир рабочих поверхностей радиальных и упорного подшипника ротора, поломка или деформация вала ротора.

  • Подтекание масла по сопрягаемым поверхностям корпусов ТКР – нарушение или неправильная установка уплотнений корпусных деталей при сборке.

  • Поломка лопаток рабочего колеса турбины. Вибрационное разрушение лопаток. Лопатки колеса турбины более склонны к таким разрушениям, т. к. имеют относительно большую площадь и меньшую жёсткость, чем лопатки колеса компрессора. Как правило, ломается одна лопатка – см. прил. А, рис. А.24. Из-за возникающего дисбаланса ротора разрушения ТКР очень серьёзные.

Причины дефектов устанавливаются на предприятии-изготовителе при диагностике ТКР с полной или частичной разборкой и микрометражом деталей.

 

5.1 Наличие пыли и грязи во входном патрубке компрессора:

  • Разгерметизация впускного тракта двигателя. В том числе возможен разрыв шторы фильтроэлемента воздушного фильтра при его сильном загрязнении, а также подсос воздуха через соединения впускного воздуховода.

 

5.2  Наличие масла в напорном патрубке компрессора (на выходе):

  • Сильное загрязнение воздушного фильтроэлемента. При этом на входе в компрессор ТКР возникает разрежение, что способствует отсасыванию масла из корпуса подшипников в компрессор через уплотнение ротора.

  • Высокое давление картерных газов, что приводит к продавливанию масла через уплотнение ротора ТКР в компрессор. Повышение давления в картерной полости двигателя обычно связано либо с началом задира деталей ЦПГ (обычно поршневых колец), либо с сильным износом ЦПГ. Это сопровождается увеличением поступления масла в камеру сгорания, при выгорании которого на выхлопе двигателя появляется синий дым. Возможно также увеличение сопротивления системы вентиляции картера, что требует её промывки.

  • Затруднённый слив масла из корпуса подшипников ТКР, например, при деформации сливного патрубка.

 

5.3 Наличие масла на входе и выходе компрессора ТКР:

  • Вынос масла из картерной полости двигателя через систему вентиляции картера. В современных двигателях из сапуна картерные газы выходят во впускной воздуховод. Выброс масла через сапун возможен при повышенном давлении в картерной полости, при засорении маслоотделителя.

 

5.4 Наличие масла на входе в турбину ТКР, сильное отложение нагара на стенках входного патрубка и на лопатках рабочего колеса:

  • Выброс масла двигателем. Обычно при сильном износе или задире ЦПГ.

  • Выброс масла через компрессор ТКР и его прохождение через двигатель (см.  п. 5.2, п. 5.3). Это маловероятно, т. к. между компрессором и двигателем устанавливается охладитель наддувочного воздуха, где масло и оседает.

 

5.5 Наличие масла на выходе турбины ТКР:

  • Высокое давление картерных газов, что приводит к продавливанию масла через уплотнение ротора ТКР в турбину.

  • Затруднённый слив масла из корпуса подшипников ТКР, например, при деформации сливного патрубка. 

5.6 Наличие забоин на входных кромках лопаток рабочих колес компрессора и турбины:

  • Попадание посторонних предметов, в том числе попадание в турбину фрагментов разрушенных деталей двигателя, и попадание в компрессор крупных твёрдых частиц (песок, мелкие камни и т. п.) при разгерметизации впускного тракта.

 

5.7 Высокотемпературная газовая эрозия (выгорание) входных кромок лопаток колеса турбины:

  • Высокая температура газа на входе в турбину из-за нарушения регулировок топливной аппаратуры или угла опережения впрыска топлива. Часто проявляется в виде чёрного дыма на выхлопе двигателя.

Примечание:

  • Часто в рекламационных актах указывается, как дефект турбокомпрессора, «падение мощности двигателя». Мощность двигателя зависит от многих систем двигателя, в первую очередь от состояния топливной аппаратуры и электронной системы управления двигателем, от герметичности напорного воздушного тракта. Если ротор турбокомпрессора свободно вращается, и отсутствуют внешние признаки отказа турбокомпрессора, то причина падения мощности, скорее всего, не в ТКР.

Дефекты ТКР, связанные с неисправностями двигателя или его систем, устраняются за счёт потребителя.

 

6.1 Транспортирование турбокомпрессоров допускается всеми видами транспорта при условии обеспечения сохранности их от механических повреждений и коррозии, в соответствии с требованиями ГОСТ 15150-69.

 

6.2 Турбокомпрессоры должны храниться на предприятии – потребителе или на складе торгующей организации в закрытых отапливаемых или не отапливаемых помещениях, на стеллажах или оборотных контейнерах.

В этих помещениях запрещается хранить материалы и вещества, способные вызывать коррозию, такие как кислоты, щелочи, химикаты, аккумуляторы.

 

6.3 Условия хранения турбокомпрессоров должны быть не ниже требований средней категории условий 2 (С) по ГОСТ 15150-69.

 

6.4 Транспортировка ТКР от потребителя для диагностики и ремонта производится в том виде, в котором он был снят с двигателя. Мойка, частичная или полная разборка не допускаются. Обязательно наличие таблички с указанием производителя и идентификационных данных ТКР.

Упаковка ТКР при транспортировке должна обеспечивать его защиту от попадания пыли, грязи и воды, а также от механических ударов.

Несоблюдение условий транспортировки ТКР является основанием для отказа в рассмотрении претензий потребителя.

Характерные отказы и повреждения турбокомпрессоров представлены в Приложении А.

Диагностика неисправностей двигателя и системы наддува в помощь Потребителю – Приложение Б.

 

7.1 Детали турбокомпрессора, не подлежащие восстановлению, подлежат утилизации.

 

8.1 Гарантийный срок эксплуатации турбокомпрессора равен гарантийному сроку эксплуатации двигателя при поставке на комплектацию. Начало гарантийного срока – со дня ввода двигателя в эксплуатацию, но не позднее 3 месяцев с момента получения турбокомпрессора от изготовителя.

 

8.2 Гарантийный срок хранения турбокомпрессора равен гарантийному сроку хранения двигателя, на котором он устанавливается и истекает одновременно с истечением гарантийного срока хранения двигателя.

 

8.3 Гарантийный срок эксплуатации турбокомпрессора, поставляемого в запчасти, составляет 18 месяцев с момента отгрузки получателю.

 

8.4 Гарантийный срок эксплуатации турбокомпрессора после капитального ремонта составляет 6 месяцев с момента отгрузки получателю.

 

8.5 В течение гарантийного срока изготовитель гарантирует безотказную работу турбокомпрессора и безвозмездно выполняет ремонт или производит замену при условии соблюдения потребителем установленных требований по транспортированию, хранению, монтажу и эксплуатации турбокомпрессора.

 

9.1 В случае выхода турбокомпрессора из строя в течение гарантийного срока претензия предъявляется предприятию-изготовителю не позднее тридцати календарных дней с момента выявления дефекта вместе с турбокомпрессором и правильно оформленным дефектовочным актом (актом рекламации) из эксплуатирующей организации. Желательно также предоставить паспорт турбокомпрессора.

Без акта рекламации турбокомпрессор в гарантийный ремонт не принимается.

9.2 В акте рекламации обязательно должно быть указано:

  • Модель двигателя, дата выпуска.

  • Модель машины.

  • Дата ввода двигателя и ТКР в эксплуатацию.

  • Наработка двигателя и ТКР на момент отказа.

  • Дата последнего ТО, наработка двигателя и ТКР после этого ТО.

  • Обстоятельства отказа и заключение эксплуатирующей организации о причинах отказа.

Акт должен быть подписан руководителем организации и заверен печатью.

Несоответствие акта рекламации указанным требованиям является основанием в отказе в рассмотрении рекламации.

 

9.3 Желательно указать условия эксплуатации или вид выполняемых работ, например:

  • работа в составе магистрального тягача, вывозка леса и т. д.

Наличие как можно более полной и достоверной информации облегчает установление истинной причины отказа.

 

9.4 Гарантии изготовителя не распространяются на турбокомпрессор:

  • при отсутствии таблички;

  • при отсутствии сопроводительных документов (рекламационного акта);

  • подвергавшийся полной или частичной разборке без участия представителя предприятия-изготовителя;

  • при нарушении условий транспортировки ТКР;

  • при наличии внешних механических повреждений;

  • при наличии признаков неисправностей двигателя или его систем.

 

9.5 Сервисный центр имеет право на первичное рассмотрение претензии на основании внешнего осмотра, не прибегая к разборке турбокомпрессора.

При наличии признаков, - см. раздел 5 (Признаки неисправности двигателя или его систем при внешнем осмотре ТКР, а также дефекты ТКР, не связанные с его работой), - и п. 9.4 сервисный центр имеет право отклонить претензию.

При отсутствии таких признаков турбокомпрессор должен быть направлен для экспертизы на предприятие-изготовитель.

 

2. УСТАНОВКА ТУРБОКОМПРЕССОРА

НА ДВИГАТЕЛЬ И ПЕРВЫЙ ЗАПУСК

3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТУРБОКОМПРЕССОРА

 
 

4. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ТУРБОКОМПРЕССОРА

5. ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ИЛИ ЕГО СИСТЕМ ПРИ ВНЕШНЕМ ОСМОТРЕ ТКР.

ДЕФЕКТЫ ТКР, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЕГО РАБОТОЙ

 
 
 
 

6. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

7. УТИЛИЗАЦИЯ

 
 

8. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

9. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИЕМКИ ПРЕТЕНЗИЙ

ПО КАЧЕСТВУ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ

 
 
 
 

Руководство по эксплуатации турбокомпрессора

Правила установки турбокомпрессора

Устройство турбокомпрессора

для дизельных двигателей

Самостоятельная диагностика турбокомпрессора

без снятия его

с двигателя

Габаритные чертежи

и характеристики турбокомпрессоров

Инжиниринг

Гарантийное

и сервисное обслуживание

Диагностика неисправностей двигателя и системы наддува